gototop

Авторизация



Сообщения чата
Лекция 2 ЭАД Безопасность движения и управление автомобильными дорогами

Лекция 2

Тема «Безопасность движения и управление автомобильными дорогами»

Состояние дорог и безопасность движения

Отрицательное следствие автомобилизации - дорожно-транспортные происшествия, одной из причин которых является недостаточно высокое состояние автомобильных дорог.

Ежегодно в мире на дорогах и улицах погибают около 500 тыс. человек, ранения различной степени тяжести получают до 15 млн. человек. Общий социально-экономический ущерб составляет до 3 % валового национального продукта.

Согласно сведениям комиссии по транспорту ЕЭК ООН, ежегодно публикуемым в специальных справочниках, в первые годы XXI века в 55 странах с наиболее высокой автомобилизацией (Европейские страны, США, Канада, Израиль) в общей сложности регистрируется около 1 млн. ДТП с пострадавшими (половина - в США), в которых число погибших составляет порядка 150 тыс. человек, число раненых - 6 млн. человек.

В период с 1986 по 2001 гг. в России ежегодно совершалось в среднем около 160 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибало около 30 тыс. человек. Начиная с 1992 г. показатели аварийности ежегодно снижались, затем несколько стабилизировались, а с 2002 г. возросли в связи с существенным увеличением количества автотранспортных средств в стране, главным образом в крупных городах.

В целом в большинстве экономически развитых стран мира за последние 10 лет несмотря на увеличение парка транспортных средств наблюдается снижение аварийности. Эти данные свидетельствуют, что решение проблемы безопасности дорожного движения является предметом эффективно проводимой государственной политики в этой сфере, реализации программ, направленных на сокращение аварийности (табл. 1.25).

Тяжесть последствий ДТП является одним из важнейших показателей, характеризующих состояние аварийности. В табл. 1.26 представлены сведения об абсолютном числе пострадавших в ДТП для стран с большой численностью погибших и раненых по состоянию на 1999 г. (для Российской Федерации - 2002 г.).

Российская Федерация занимает второе место после США как по числу погибших, так и раненых в ДТП. Следует подчеркнуть тот факт, что доля пострадавших на внегородских участках дорог в Российской Федерации ниже, чем в других странах, поскольку наибольшее число ДТП и, соответственно, пострадавших приходится на города. В целом в Российской Федерации, согласно сведениям официальной статистики, до 1997 г. наблюдалась тенденция снижения числа раненых и погибших в ДТП, однако, начиная с 1998 г., наметился рост числа пострадавших.

Российская Федерация занимает одно из самых первых мест по тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Число погибших на 100 ДТП в России в 8-10 раз больше, чем в США, Канаде и других странах с высоким уровнем автомобилизации. Такое же соотношение характерно для числа погибших на 100 тыс. ед. транспортных средств. Это свидетельствует о наличии больших резервов в решении проблемы безопасности дорожного движения в России.

За 2007 год в Российской Федерации произошло 233 809 дорожно‑транспортных происшествий, в результате которых погибло 33 308 человек, а 292 206 человек получили ранения.

15 593 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, 43 645 ДТП произошло по вине пешеходов.

Произошло 23 851 ДТП с участием детей, в которых 1 116 детей погибло, а 24 707 детей получили ранения.

По информации Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) МВД России за 9 месяцев (январь‑сентябрь) 2008 года в Российской Федерации произошло 156 779 дорожно‑транспортных происшествий, что на 8,3 % меньше показателей за тот же период 2007 года. В результате ДТП в 2008 году погибли 20 992 человека (это на 12 % меньше, чем за тот же период 2007 года), а 195 213 человек (на 9,4 % меньше, чем за девять месяцев 2007 года) получили ранения.

За январь‑сентябрь 2008 года по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, произошло 10 164 (‑16,6 % к АППГ) ДТП, в которых 1743 (‑13,4% к АППГ) человека погибли, а 14 848 (‑16,4 % к АППГ) человек получили ранения.

За первые девять месяцев 2008 года произошло 16 759 (‑10,0 % к АППГ) дорожно‑транспортных происшествий с участием детей, в которых 766 (‑15,9 % к АППГ) детей погибли, а 17 429 (‑9,6 % к АППГ) детей получили ранения.

Согласно правилам учета дорожно‑транспортных происшествий в Российской Федерации, умершим вследствие ДТП считается человек, который погиб от ран в течение 7 суток. Во многих европейских государствах – считается погибшим в течение 30 суток, а в США – до года.

По словам главы МВД России Рашида Нургалиева, в настоящее почти 60 % из общего числа погибших в ДТП умирают из‑за несвоевременно оказанной медицинской помощи. В 70 % случаев пострадавшие в ДТП доставляются в стационар только через час‑полтора после происшествия. При этом только 6% пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте.

По утверждению специалистов НИИ скорой помощи имени Склифосовского, 60 % людей, получивших тяжелые повреждения при дорожных авариях, погибают на месте, и 8 % – при перевозке их в лечебные учреждения. По словам врачей, отсутствие квалифицированной медицинской помощи в течение первого часа с момента получения травмы в ДТП увеличивает смертность на 30%, в течение трех часов – на 60%, до 6 часов – на 90%.

Согласно статистике Департамента ОБДД МВД в России наиболее аварийным является южное направление, а именно – федеральные автодороги М‑4 "Дон" (Москва‑Новороссийск), М‑3 "Украина" (Москва‑Киев), М‑6 "Каспий" (Москва‑Астрахань) и М‑7 "Волга" (Москва‑Уфа). Кроме того, крайне неблагоприятные показатели по количеству погибших в ДТП зафиксированы на автотрассах М‑5 "Урал" (Москва‑Челябинск), М‑8 "Холмогоры" (Москва‑Архангельск) и М‑53 "Байкал".

Исследования показывают, что безопасность движения представляет собой одно из важнейших потребительских свойств автомобильных дорог и характеризует надежность функционирования комплекса «водитель - автомобиль - дорога - среда» и его основных систем «дорожные условия - транспортные потоки» и «условия движения - режим движения автомобилей».

Каждое ДТП совершается, как правило, в результате неблагоприятного сочетания нескольких факторов, тесно связанных одного с другим. Оценить в каждом случае долю участия составляющих комплекса «водитель - автомобиль - дорога - среда» могут только специалисты, оснащенные современными приборами и оборудованием.

Особое место в обеспечении безопасности движения принадлежит дорожным условиям, т.е. транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог, хотя к наиболее весомым факторам, влияющим на безопасность дорожного движения, обычно относят ошибки водителей (так называемый человеческий фактор). По официальной статистике, виновность водителя в совершении ДТП фиксируется почти в 90 % случаев, а на влияние дорожных условий официально отводят 10-20 % поломки транспортных средств, как причина возникновения ДТП регистрируются в 5 % случаев.

Вместе с тем результаты отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют, что возникновение значительной части ДТП является следствием влияния отдельных неблагоприятных факторов дорожных условий или их сочетаний. Так, в исследованиях условий движения на дорогах в равнинной местности и на горных дорогах выявлено косвенное влияние неблагоприятных дорожных факторов, соответственно в 60-75 % и 47,3 % ДТП, причем было установлено, что влияние дорожных условий на процесс возникновения ДТП следует рассматривать в качестве фактора, стимулирующего ошибки водителей в выборе режима движения автомобиля, снижение надежности его работы ввиду неверного восприятия дорожных условий.

Официально регистрируемая ГИБДД доля ДТП, в которых неблагоприятные дорожные условия способствовали их возникновению, являлась стабильной в течение целого ряда лет, и, как правило, не превышающая 12 % от всех ДТП, начиная с 2000 г., получила тенденцию к росту благодаря, главным образом, формальным мерам по расширению учета несоответствия параметров дорог нормам на проектирование (с 5,8 % в 1998 г. до 17,0 % в 2002 г.). В результате общая доля ДТП, связанных с дорожными условиями, например на федеральных дорогах, превысила 20 %.

Из числа дорожных самыми частыми причинами ДТП являются скользкость, недостаточная ровность покрытия и другие факторы, зависящие от уровня содержания дорог (табл. 1.27).

Таблица 1.27

Элементы и характеристики дорог как причины происшествий

Дороги федеральные

Другие дороги

Скользкое покрытие

60,3

45,1

Покрытие с неровностями

9,6

20,5

Плохое содержание дорог в зимнее время

7,6

4,7

Плохое содержание, недостаточная ширина или отсутствие обочин

6,0

6,1

Отсутствие знаков, разметки в необходимых местах, плохая видимость знаков днем и ночью

4,8

5,2

Сужение проезжей части дорожно-строительными машинами или материалами, отсутствие ограждений в местах производства работ

2,7

4,4

Отсутствие карманов для остановки автобусов, тротуаров и пешеходных дорожек

1,4

1,5

Отсутствие удерживающих ограждений, большой уклон, малый радиус кривой в плане, несоответствие габаритов моста, оборудования железнодорожных переездов требованиям и другие недостатки

6,7

10,9

Более полное представление о роли дорожных условий дают специальные обследования дорог группами специалистов с использованием передвижных дорожных лабораторий. Такие обследования в широких масштабах выполнены сотрудниками МАДИ, Росдорнии и многих других институтов. Их анализ позволяет разделить причины каждого происшествия на группы по степени влияния: главная или основная причина, оказавшая наибольшее влияние на возникновение ДТП; активные причины или факторы (их обычно несколько), в значительной мере способствующие его возникновению; косвенные или второстепенные (их тоже, как правило, несколько), оказывающие незначительное влияние. Исследования показывают, что ошибки водителей в управлении автомобилем и нарушение правил дорожного движения действительно являются главной причиной большинства происшествий. Но эти ошибки и нарушения очень часто связаны с недостатками автомобильных дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50-80 % случаев являются одной из активных или косвенных причин, а в 15-20 % случаев главной причиной происшествий.

Минимальное количество происшествий отмечается зимой. Весной начинается рост количества происшествий, который продолжается все лето и достигает максимума осенью, когда высокая интенсивность движения сочетается с неблагоприятными погодными условиями. Количество происшествий при неблагоприятном состоянии дорог, вызванном действием различных метеорологических факторов, колеблется в широких пределах и зависит как от климата, так и от технического уровня и уровня содержания дорог (табл. 1.28).

Таблица 1.28

Дороги областей

Количество ДТП, %, при состояниях дорожных покрытий

Сухое

мокрое, грязное, скользкое

снежное накатанное

Обледенелое

Ростовской

80,4

16,5

1,2

1,9

Самарской

71,9

13,8

11,3

3,0

Московской

65,4

20,7

7,8

6,1

Мурманской

41,0

10,0

33,0

16,0

В табл. 1.28 приведены данные по областям, находящимся примерно на одной долготе, расположенных по территории России с юга на север. Из приведенных данных видно, что чем севернее расположена территория, тем больше погодные условия влияют на дорожно-транспортные происшествия. Наиболее опасными являются условия движения во время дождя, снегопада, при ограниченной видимости (туман, пасмурно) и при действии сильного ветра. Учитывая продолжительность указанных явлений и долю ДТП во время этих явлений, можно установить их относительную опасность (табл. 1.29).

Таблица 1.29

Вид происшествия

Относительная опасность возникновения ДТП при различных состояниях погоды

ясно

пасмурно

дождь

снегопад

туман

Столкновение

0,68

1,3

2,4

1,3

3,84

Опрокидывание

0,9

0,99

3,58

0,17

1,76

Наезд на препятствие

0,99

0,77

2,54

1,05

5,96

Наезд на пешехода

0,77

1,25

1,81

1,28

1,69

Наезд на велосипедиста

1,35

0,52

1,89

-

-

Прочие происшествия

1,21

0,72

1,57

0,49

1,85

Все вместе

0,75

1,11

2,36

1,08

2,32

Возрастающие объемы автомобильных перевозок, увеличение скоростей и интенсивности движения и связанный с ними рост числа дорожно-транспортных происшествий предъявляют новые, более высокие требования к техническому совершенству существующих автомобильных дорог, их инженерному оборудованию, транспортно-эксплуатационным характеристикам и организации движения в процессе эксплуатации.

Общие требования и принципы управления состоянием автомобильных дорог

Эффективность функционирования автомобильных дорог непосредственно зависит от их транспортно-эксплуатационного состояния. Управление транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог в соответствии с современными требованиями движения автомобилей осуществляется в основном дорожно-эксплуатационной службой.

Под транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильной дороги (ТЭС АД) подразумевают комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния в данный момент времени, обеспечивающих ее потребительские свойства или качество.

Общие требования к уровню транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги определяются на стадии ее проектирования, а на стадии эксплуатации дороги этот уровень обеспечивается, поддерживается и при необходимости регулируется (управляется) в результате выполнения дорожно-эксплуатационной службой комплекса профилактических, предупредительных и ремонтно-восстановительных работ.

Процесс управления транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог является составной частью взаимодействия в более сложной (иерархической) по структуре автомобильно-дорожной системе, главными элементами которой являются подвижной состав (или парк автомобилей, т.е. автомобили всех видов) и путевое хозяйство (или автомобильные дороги со всеми устройствами и сооружениями), конечным продуктом их взаимодействия являются автомобильные перевозки, т.е. доставка пассажиров и грузов, а основным производственным процессом - движение автомобилей по дорогам.

Теоретическими предпосылками управления транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог и организацией дорожного движения являются следующие положения:

1) в процессе функционирования автомобильно-дорожной системы могут происходить и происходят существенные изменения в состоянии отдельных ее элементов и в их взаимодействии, но несмотря на это конечные результаты функционирования системы (производительность транспортных средств, пропускная и провозная способность дорог, себестоимость перевозок, удобство и безопасность движения) в различных природно-климатических условиях могут колебаться, не выходя за допустимые, заранее заданные пределы;

2) взаимодействие элементов в автомобильно-дорожной системе является управляемым процессом; управляемым процессом является и общее функционирование автомобильно-дорожной системы;

3) эксплуатационные качества подсистемы "дорожные условия" (характеризуемой совокупностью геометрических параметров и транспортно-эксплуатационных показателей дороги, непосредственно определяющих режим движения потока транспортных средств) являются управляемыми и могут быть обеспечены в заданных допустимых пределах в различных природно-климатических условиях;

4) транспортно-эксплуатационные характеристики дорог определяются на этапе проектирования в соответствии с их функциональным назначением и могут и должны поддерживаться на заданном уровне в процессе эксплуатации с учетом изменяющихся технико-экономических условий функционирования автомобильных дорог.

Особенностями функционирования автомобильно-дорожной системы являются его случайный характер и децентрализация взаимодействия элементов системы; система включает многочисленные самостоятельно действующие элементы, подвергающиеся управляющим решениям и воздействиям, принятым изолированно друг от друга. Случайный характер функционирования системы обусловлен, в частности, значительным неблагоприятным воздействием вероятностных факторов климата на дорожные условия и вероятностной природой формирования и движения транспортных потоков.

Основными управляемыми элементами системы являются дорожные условия, транспортные потоки и их взаимодействие. Режим движения является главной выходной характеристикой функционирования системы, интегрально отражающей ее эффективность и качество. Режим движения характеризуется скоростью одиночных автомобилей и всего потока, интервалами между автомобилями в потоке (плотность потока), числом обгонов, перестроений и их траекториями, режимом разгонов и торможений.

В процессе функционирования автомобильно-дорожной системы имеются широкие возможности перевода ее из одного состояния в другое при использовании соответствующих управляющих воздействий на отдельные элементы (например, на транспортно-эксплуатационное состояние дорог, на распределение транспортных потоков по сети дорог, на интенсивность и состав транспортного потока) или одновременно на совокупность элементов системы. Во всех случаях одним из основных критериев выбора управляющего воздействия на систему и принятия управляющего решения является экономическая эффективность функционирования автомобильно-дорожной системы, которая оказывает решающее влияние на себестоимость автомобильных перевозок.

Принципиальной основой технико-экономического управления транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети является обоснование и осуществление комплекса дорожных работ, обеспечивающих планомерное снижение себестоимости автомобильных перевозок.

Основные задачи и функции дорожно-эксплуатационной службы

Дорожно-эксплуатационная служба предназначена для обеспечения, поддержания и при необходимости повышения уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Функции дорожно-эксплуатационной службы регламентируются техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, которые предусматривают осуществление ею следующих основных функциональных обязанностей:

государственный учет и паспортизация автомобильных дорог и дорожных сооружений, учет движения, диагностика и оценка состояния, создание и развитие автоматизированного банка данных о состоянии дорог и мостов;

обеспечение требуемого технического и эксплуатационного уровня дорог и дорожных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов;

организация и выполнение работ по содержанию и ремонту, архитектурному оформлению и благоустройству дорог в соответствии с действующей классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

содержание в постоянной исправности и обеспечение эффективного использования основных фондов, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог;

принятие необходимых мер по предотвращению перерывов и ограничений движения, сезонных деформаций и разрушений дорог и искусственных сооружений, по ликвидации последствий стихийных бедствий, своевременное информирование участников движения и заинтересованных организаций об условиях движения на дорогах;

обеспечение совместно с соответствующими органами охраны дорог и дорожных сооружений контроля за соблюдением Правил пользования и охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений;

обеспечение мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда в подразделениях дорожной службы.

Одной из основных обязанностей организации, занимающейся содержанием дорог, является обеспечение сохранности дорог, которое включает в себя комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа проезжей части, земляного полотна, искусственных сооружений и обустройства дорог, а также по сохранению их текущего транспортно-эксплуатационного состояния, экономии и пополнения финансовых ресурсов дорожных фондов на ремонтно-восстановительные работы.

Органы управления дорогами выдают разрешения на пропуск тяжеловесных автотранспортных средств (кроме международного автомобильного сообщения), а также организуют и обеспечивают безопасность в соответствии с положениями действующей Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. В случае выявления фактов несанкционированного проезда или нарушения правил проезда тяжеловесного автотранспортного средства, отклонения его движения от разрешенного маршрута или превышения им разрешенных масс или осевых нагрузок работники передвижного или стационарного пункта весового контроля (СПВК) составляют акт о выявленных нарушениях и информируют о них подразделения ГИБДД МВД России, РТИ Минтранса России и по подчиненности орган управления дорогой.

Органы, осуществляющие управление автомобильными дорогами:

в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог устанавливают начало и окончание периода временного ограничения движения на обслуживаемой сети федеральных автомобильных дорог в расчетный период года (весной);

оповещают через средства массовой информации заинтересованные предприятия, учреждения и частных лиц о порядке введения временного ограничения движения по обслуживаемой сети автомобильных дорог;

организуют контроль за проездом транспортных средств, а также установкой необходимых дорожных знаков.

Органы управления дорогами выполняют работы по государственному учету, паспортизации и инвентаризации дорог, представляют в Российский Федеральный дорожный орган информацию по типовым отчетным формам и несут ответственность за достоверность и полноту представленных отчетных данных. К проведению технического учета, паспортизации и инвентаризации могут привлекаться на договорной основе научно-исследовательские, проектно-изыскательские, учебные и другие специализированные организации, имеющие лицензии на проведение подобных работ.

Организации и подразделения дорожно-эксплуатационной службы должны располагать объективными данными о фактических значениях транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог, характеристик их технического уровня и эксплуатационного состояния, в том числе в различные периоды года. Эти данные необходимо систематизировать, обобщать и накапливать в виде линейных документов, основными из которых являются:

паспорт дороги с линейным графиком и сводными таблицами размеров и характеристик конструктивных элементов, технических и экономических показателей;

линейные графики комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, сезонные линейные графики коэффициентов аварийности и пропускной способности;

график зимнего содержания дорог с указанием сведений о снегозаносимых участках, данных об отложениях снега на контрольных снегомерных пунктах;

карточки мостов и труб, мостовые книги больших мостов и мостовая книга средних и малых мостов;

карточки линейных зданий;

журналы промеров толщины и измерений прочности дорожной одежды;

журналы и графики учета движения;

акты периодического сезонного осмотра дороги;

проектно-сметные документы на работы по ремонту дороги, а также акты приемки этих работ;

различные формы бухгалтерской и статистической отчетности, представляемой в установленном порядке.

Наиболее эффективным способом сбора, обработки и хранения информации о дороге и ее состоянии является создание и практическое использование автоматизированного банка данных на основе электронно-вычислительной техники.

Вместе с тем дорожно-эксплуатационная служба должна проводить ежедневный визуальный осмотр и наблюдение за состоянием дороги и дорожных сооружений, периодически проводить инструментальную проверку состояния дорог и дорожных сооружений, в том числе оценку прочности дорожной одежды и определение коэффициента прочности, проверку грузоподъемности мостов и их общего технического состояния, выполняемую мостоиспытательными станциями.

Организации дорожной службы должны постоянно взаимодействовать с местными административными органами и смежными организациями, в том числе с органами ГИБДД, местными метеорологическими станциями, сельскохозяйственными и лесными организациями, органами связи, автотранспортными и другими предприятиями и организациями.

Контрольные вопросы:

  1. 1.Показатели аварийности в РФ
  2. 2.Влияние дорожных условий на аварийность
  3. 3.Элементы и характеристики дорог как причины происшествий
  4. 4.Влияние расположение территорий на аварийность
  5. 5.Что понимают под транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильной дороги?
  6. 6.Что является теоретическими предпосылками управления транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог и организацией дорожного движения?
  7. 7.Что является особенностями функционирования автомобильно-дорожной системы?
  8. 8.Что является основными управляемыми элементами системы?
  9. 9.Основные функциональные обязанности дорожно-эксплуатационной службы
  10. 10.Основные обязанности организации, занимающейся содержанием дорог
  11. 11.Основные функции организации, осуществляющей управление автомобильными дорогами
  12. 12.Основные виды линейных документов
 

Поиск на сайте

О кафедре

Как лучше сдавать экзамен?
 
Погода в Барнауле

Сейчас на сайте