gototop

Авторизация



Сообщения чата
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ АВАРИЙНОСТИ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ В ГОРОДАХ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В КРУПНЫХ ГОРОДАХ» СБОРНИК ДОКЛАДОВ

девятой международной научно-практической конференции

Санкт-Петербург

23-24 сентября2010 года

Проблема  аварийности  на автомобильных  дорогах  России  за  последние  годы  стала настолько острой, что приобрела статус национальной проблемы.

Анализ статистических данных показывает, что40% всех  дорожно-транспортных происшествий на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов страны происходит  с участием пешеходов. Каждый третий пострадавший в ДТП– это пешеход.

Как показывает зарубежный опыт, существенно  понизить уровень аварийности можно за счет некапиталоемких,  но  высокоэффективных  мероприятий,  направленных  на  повышение  видимости  зон пешеходных переходов и обеспечение  комфортности их преодоления пешеходами.

На примере ряда зарубежных исследований представлена методика выбора наиболее эффективных мер по снижению аварийности, позволяющих  достичь высокого социально-экономического эффекта при минимальных затратах. Комплексный подход, лежащий в основе этих мероприятий позволяет охватывать все категории населения и действовать на всей  улично-дорожной сети городов и населенных пунктов.

Выбор  мероприятий  по  снижению  аварийности  в  значительной  степени  зависит  от  дорожно-транспортных  условий.  Например,  в  случаях,  когда  в  условиях  высокой  интенсивности  транспортного потока и организации единственной возможности пересечения улицы только по пешеходному переходу целесообразно  оборудовать  пешеходный  переход  светофорным  объектом  с  табло  обратного  отсчета времени.

В случаях, когда  интенсивность транспортного потока невысока, нет общественного транспорта, а пешеходы  переходят  улицу  не  строго  по  пешеходному  переходу  возникает  целесообразность  в оборудовании  пешеходного  перехода  техническими  средствами  организации  дорожного  движения (ТСОДД), в т.ч.,  искусственных дорожных неровностей(ИДН)  и дорожных знаков на желто-зеленом флуоресцентном фоне из световозвращающих материалов типа В согласно ГОСТ Р52289-2004;

Если присутствует движение общественного транспорта, то применение искусственных дорожных неровностей недопустимо, но знаки с использованием желто-зеленого флуоресцентного фона устанавливать целесообразно.

В  случаях,  когда  нет  возможности  применить  искусственные  дорожные  неровности,  высока концентрация дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, а в непосредственной близости находятся детские учреждения, целесообразно оборудовать пешеходные переходы интерактивными знаками обратной связи с водителем.

Отдельное внимание предлагается уделять  вопросам  организации комфортного перехода проезжей части для людей с ограниченными физическими возможностями. В частности, создания в пешеходных зонах понижающих пандусов, использование  материалов с тактильным рисунком, организация разделительных полос на проезжей части.

Пешеходам рекомендуется уделять внимание своей безопасности и повышать свою видимость в темное время суток и использовать световозвращающие элементы или предметы на своей одежде(Правила дорожного движения РФ, п.4.1.: «При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств). Световозвращающие  устройства(световозвращатели,  светоотражатели,  катафоты) – наклейки, значки, подвески, браслеты или брелоки, покрытые световозвращающим материалом, они прикрепляются к одежде, сумкам, велосипедам или коляскам и делает пешеходов видимыми на дороге в сумрачное и темное время суток при попадании света автомобильных фар. Считается, что человек на дороге должен быть виден на  расстоянии  не  менее200 м.  Световозвращатель  на  одежде  позволяет  сделать  человека  заметнее  в несколько  раз:  без  него  в  свете  ближних  фар  пешеход  виден  с30-50  метров,  а  при  наличии световозвращателя– уже с300-400 метров.

Примеры  реализации  эффективных  мероприятий  по  снижению  аварийности  в  регионах  России наглядно подтверждают целесообразность и эффективность предлагаемых мероприятий.

Каждое мероприятие по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП, будь то уширение дороги, увеличение шероховатости покрытия проезжей части, строительство развязки, установка барьерного ограждения или дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, имеет свою ценность для общества. Эту ценность  измеряют коэффициентом(К), который равен отношению Выгод(В) от реализации мероприятий к Затратам(З) на их реализацию(К= В/З). Выгоды(В) - снижение социально-экономического ущерба для общества за счет снижения аварийности на участке после реализации мер по БД. Ущерб от ДТП в разных странах измеряется по различным методикам и включает в себя совокупный ущерб, который возникает от ДТП, в связи с гибелью и ранениями людей, с полной или частичной потерей ими трудоспособности, повреждениями автотранспорта, грузов, дорожных сооружений. Поэтому, если для какого-либо участка концентрации  ДТП  известна  статистика  ДТП  до  и  после  проведения  данного  мероприятия,  можно подсчитать снижение ущерба, а значит и Выгоды. Под Затратами понимается объем финансовых ресурсов, вкладываемых на реализацию данного мероприятия по безопасности движения. К= В/З- чем выше Выгоды и  меньше  Затраты,  тем  выше  Коэффициент  эффективности.  Социально-экономическая  эффективность малозатратных мер по безопасности движения в России существенно превышает показатели стран Европы.

Мировая  практика  показывает,  что  при  ограниченных  финансовых  ресурсах,  выделяемых  на дорожные нужды, на помощь приходят так называемые некапиталоемкие или малозатратные мероприятия, к числу которых относится установка дорожных знаков, которые своевременно информируют участников движения об условиях движения на участке дороги и помогают безопасно проехать но нему.

Экономический  аспект  данного  вопроса  состоит  в  том,  что  применение  дорожных  знаков  по сравнению с другими мероприятиями имеет более высокий коэффициент отношения Выгод к Затратам (В/З), что делает эти мероприятия экономически выгодными. Для сравнения: для дорожных знаков этот коэффициент находится в среднем в пределах от10 до15, а для таких капиталоемких мероприятий, как уширение дороги, «спрямление» участка дороги на опасном повороте, уширение узкого моста и т.п. этот коэффициент находится в пределах от0,5 до3. Вот почему на таких участках дорог и улиц, как, например, у школ, на кривых в плане с радиусом менее допустимого, на пересечениях с железными дорогами в одном уровне и в иных, во многих странах мира устанавливаются дорожные знаки на флуоресцентном фоне,  которые помогают технически грамотно и экономически эффективно снизить аварийность.

Данный вывод подтверждается многочисленными исследованиями и официальными отчётами ряда зарубежных  дорожных  ведомств.  Например,  по  статистике  многолетних  наблюдений  в  США  этот коэффициент находится на уровне от15 до20, в Испании от4 до9, а в Германии от5 до17. Имеются многочисленные примеры успешного применения дорожных знаков на флуоресцентном фоне во многих регионах России, как в городах, так и на внегородских дорогах.

При  ограниченных  финансовых  ресурсах  в  развитых  странах  вначале  выбираются  наиболее эффективные мероприятия по БД(с наибольшим показателем К) для обеспечения высокой эффективности расходования средств и максимального снижения аварийности при минимальных затратах.

Начиная с2002 г. на дорогах и улицах России на участках концентрации ДТП устанавливаются новые  дорожные  знаки  на  основе  флуоресцентных  световозвращающих  материалов.  Эффективность мероприятия, рассчитанная по коэффициенту: К=В/З, существенно превышает данные мировой практики–  К> 20.

Малозатратные  высокоэффективные  меры  способны  решать  задачу  значительного  снижения аварийности  при  ограниченных  бюджетных  средствах,  но  малозатратно  не  значит  дешево  или низкокачественно.  В  том  случае,  когда  происходит  подмена  специально  разработанных  и  проверенных материалов  и  технологий  дешевыми  и  низкокачественными,  высокая  эффективность  результата  не достигается.

В конце2008 г. на основе зарубежного и отечественного опыта был разработан и успешно применен на100 участках концентрации ДТП федеральных дорог стандарт организации ФГУП РОСДОРНИИ(СТО 05204776.01-2008) «Обустройство  участков  концентрации  ДТП  на  автомобильных  дорогах  общего пользования федерального значения специальными предупреждающими щитами. Технические требования.  Правила применения».  Установка специальных щитов и дорожных знаков исходит из принципа, который высказал Н. Тиманн,  Руководитель  федеральной  дорожной  Администрации  США  в  администрации  Буша  на выступлении  в  Конгрессе: “Если  нам  не  всегда  удается  физически  защитить  от  опасности  участника дорожного движения, мы обязаны предоставить ему достаточную информацию, чтобы он смог защитить себя сам”.

Мероприятия  по  СТО  РосДорНИИ  не  подменяют  работу,  которую  необходимо  проводить  по ликвидации участков аварийности. Речь идет только об этапах этой работы:

1 ЭТАП. Реализация малозатратных и высокоэффективных мер по СТО РосДорНИИ в качестве первоочередной  меры  по  снижению  аварийности  на  всех  участках  концентрации  ДТП  в  условиях ограниченных средств.

2 ЭТАП. Постепенное применение на данных участках концентрации ДТП более капиталоемких инженерно-технических мер. Скорость реализации таких капиталоемких мероприятий будет зависеть от возможностей бюджета.

В  условиях  ограниченных  бюджетных  средств  применение  инженерной  микропризматической пленки  в  городских  условиях  является  эффективным  вложением  средств,  т.к.  пленка  обеспечивает повышенную  видимость  и  читаемость  дорожных  знаков  в  ночное  время  под  более  высокими  углами наблюдения  и  освещения  по  сравнению  с  другими  плёнками  типа  А,  что  способствует  повышению безопасности дорожного движения

Оптическая  система  пленки  состоит  из  микропризм,  заключенных  в  ромбовидные  капсулы,  покрытые с внешней стороны слоем гладкого прозрачного полимера. За счет использования современной оптической системы из микропризм пленка имеет наивысшие значения коэффициента световозвращения в классе  инженерных  пленок(тип  А  по  ГОСТ  Р52290-2004), примерно  в2,5 раза  превосходящие  эти показатели  для  пленок  инженерного  класса  с  оптической  системой  из  сферических  линз (микростеклошариков).

 

Поиск на сайте

О кафедре

Как лучше сдавать экзамен?
 
Погода в Барнауле

Сейчас на сайте