gototop

Авторизация



Сообщения чата
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ(ТС): СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В КРУПНЫХ ГОРОДАХ» СБОРНИК ДОКЛАДОВ

девятой международной научно-практической конференции

Санкт-Петербург

23-24 сентября2010 года

Пассивная безопасность ТС– это комплекс свойств ТС, обеспечивающий защиту участников ДТП в процессе и после его совершения.  

Рассмотрим место пассивной безопасности(ПБ) в комплексе свойств ТС, обеспечивающих в целом безопасность ТС.  На первых этапах развития исследований по ПБ было принято считать, что безопасность ТС в целом обеспечивается его активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасностью. В дальнейшем было признано целесообразным объединить послеаварийную безопасность с пассивной, учитывая близкие критерии для их оценки.

Экологическая  безопасность  превратилась  в  самостоятельное  научное  направление.  Однако появился ряд нормативных предписаний(Правил ЕЭК ООН и др.), которые охватывали и активную, и пассивную безопасность(например, Правила107 ЕЭК ООН, регламентирующие безопасность автобусов), а также  появилась  необходимость  обеспечивать  электробезопасность  все  возрастающего  количества выпускаемых электромобилей и гибридных автомобилей. Обеспечивать электробезопаность необходимо не только в условиях ДТП, но и при штатных условиях эксплуатации ТС. Поэтому появилась необходимость ввести  в  перечень  комплекс  свойств,  обеспечивающих  безопасности  ТС  понятие  общей  безопасности,  относя к нему свойства, охватывающие в целом активную и пассивную безопасность(Правила36, 52, 107 и др.), электробезопасность(Правила100 ЕЭК ООН), а также свойства, которые только в некоторой степени влияют на безопасность(например Правила18).

Таким образом, в настоящее время можно считать, что безопасность ТС определяется активной,  пассивной  и  общей  безопасностью,  а  также  экологической  безопасностью.  При  этом,  экологическую безопасность следует рассматривать отдельно, так как она не связана с процессами, характеризующими ДТП.

Основное развитие ПБ получила с конца60-х годов прошлого столетия. В России первые испытания на ПБ(краш-тесты) были проведены в1968 году на Дмитровском автополигоне. Анализируя развитие работ по повышению ПБ, следует отметить при этом три периода:

-  период наибольшего развития работ по ПБ и реализации соответствующих нормативов– это70—85 г.г.;

-  период качественного роста работ по ПБ(1990÷2000 г.г.), когда широкое использование получили т.н. интеллектуальные системы(надувные защитные средства, ремни безопасности с устройствами предварительного натяжения и др.);

-  период дальнейшего совершенствования систем обеспечения ПБ(с2000 г. до настоящего времени), когда основное внимание стало уделяться повышению ПБ автобусов и грузовых автомобилей).

Наиболее удобно рассматривать состояние и перспективы развития работ по ПБ по отдельным категориям ТС.

Легковые  автомобили.  Начиная  с  конца60-х  годов  прошлого  столетия  повышению  ПБ транспортных средств категории М1, как наиболее распространенному типу пассажирского транспортного средства, уделялось основное внимание. В результате, в настоящее время основная часть международных нормативов, регламентирующих ПБ, разработана и реализована для транспортных средств категории М1.

Это позволило достичь высокого уровня ПБ легковых автомобилей и обеспечить90÷100% возможность защиты для водителей и пассажиров этих ТС в условиях городского движения, а для наиболее частого типа

ДТП– фронтального столкновения– обеспечивать при столкновениях ТС(∆V)безп= 60÷70 км/ч.

На наш взгляд в части повышения ПБ легковых автомобилей имеются следующие проблемные вопросы:

Во-первых, многочисленные исследования встречных столкновений легковых автомобилей разных масс(соотношение масс может быть превышено в2÷2,5 раза) показали, что в настоящее время отсутствуют реальные  пути  обеспечения  адекватной  ПБ,  автомобилей  разных  масс  при  столкновениях.  На  рис. 1 показаны значения ∆V автомобилей Ситроен С3 и Мерседеса при центральном встречном столкновении.

Анализ показывает, что для того чтобы обеспечить(∆Vбез), равное60 км/ч(это значение характерно для условий  ДТП  в  условиях  ограничения  скоростей  движения  в  городе)  необходимо  или  установить нормативную безопасность для автомобилей малой массы равной ∆V = 80 км/ч, или ограничивать скорость движения автомобилей большей массы доV = 30 км/ч. Понятно, что оба направления нереальны, и мы должны признать, что автомобили большей массы обладают более высоким уровнем защиты водителя и пассажиров при столкновениях.

Важнейшим  направлением  в  повышении  ПБ  является  использование  наиболее  совершенных специальных удерживающих средств(систем). В настоящее время наука и практика достигла больших успехов в работах по созданию обеспечивающих высокий уровень защиты по ДТП ремней безопасности (применение  систем  предварительного  натяжения,  ограничителей  усилий,  устройств  малотрудоемкого регулирования положения(высоты) верхней точки крепления и др.), подголовников(снижение зазора между подголовником  и  головой  за  счет  использования  с  автоматическим  режимом  действия  т.н.  активных подголовников), детских  сидений(безопасное  крепление  в  автомобиле  за  счет  использования  системы «isofix», обеспечение защиты при боковых столкновениях и  т. д.),  надувных подушек(регулирование степени наполнения в зависимости от скорости движения автомобиля в момент столкновения, повышение надежности  срабатывания(раскрытия)  при  ДТП  и  др.).  Однако  вопрос  об  использовании вышеперечисленных  устройств  отдан  на  откуп  производителям  транспортных  средств.  Отсутствуют международные  предписания  об  их  обязательном  использовании,  а  по  надувным  подушкам  даже  нет нормативов, регламентирующих их функциональные характеристики и методы испытания. На наш взгляд,  учитывая  инертность  наших  производителей,  целесообразно  не  ждать  появления  международных предписаний,  а  срочно  вводить  в  технические  обязательное  использование  устройств,  существенно повышающих эффективность специальных удерживающих систем в легковых автомобилях.


 

Поиск на сайте

О кафедре

Как лучше сдавать экзамен?
 
Погода в Барнауле

Сейчас на сайте