gototop

Авторизация



Сообщения чата
ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ


«ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В КРУПНЫХ ГОРОДАХ» СБОРНИК ДОКЛАДОВ

девятой международной научно-практической конференции

Санкт-Петербург

23-24 сентября2010 года

 

В статье выявлена зависимость качества транспортного процесса от выяснения причин ДТП.

Также рассмотрена возможность использования данных, полученных в результате обработки собираемой информации,  при  создании  имитационной  модели  городских  транспортных  потоков  и  при  проведении компьютерного эксперимента на модели.

По  прогнозам  Всемирной  организации  здравоохранения  к 2020 году  дорожно-транспортный травматизм может стать третьей среди основных причин гибели и увечий людей и представляет более серьезную проблему для здоровья населения, чем малярия, туберкулез, СПИД[1].

Сбой в движении ежедневно только в РФ приводит в среднем к гибели и увечью 819 человек и повреждению 5500 транспортных средств. Россия имеет один из самых высоких уровней риска гибели населения в ДТП: ежегодно на российских дорогах гибнут около 30 тыс. человек, более 200 тыс. человек получают увечья, т.е. в год в нашей стране погибает количество людей, равное населению маленького города. По масштабу потерь это больше, чем локальный вооруженный конфликт средней интенсивности.

Динамика ДТП по Республике Татарстан также неутешительна. Так в [2] было отмечено, что по сравнению с 2008 годом в 2009 на территории Набережных Челнов и Тукаевского района произошел рост количества ДТП с пострадавшими на 2,4%, количество раненых– 2%.

Причин сложившейся ситуации много– транспортная проблема является системной. Увеличение числа транспортных средств, недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети(УДС),  неудовлетворительное  состояние  подвижного  состава,  высокий  уровень  аварийности, несовершенная система организации движения общественного транспорта– это далеко не полный перечень всех существующих на данный момент проблем.

Однако,  как  отмечается  в  исследовании  М.В.Зеленцова[3],  во  многих  странах,  где  уровень автомобилизации выше, чем в России, а пропускная способность транспортной сети городов аналогична, количество погибших в ДТП на10 тысяч автотранспортных средств меньше в 10-15 раз, а количество погибших на 100 тысяч человек населения– в 2-4 раза. Причина роста числа ДТП кроется не столько в росте уровня автомобилизации и отставании развития транспортной инфраструктуры, а, во многом, в отсутствии культуры вождения и недостатках организации дорожного движения. ДТП, как правило, возникают в местах с  высокой  плотностью  транспортного  потока  и  сложными  дорожными  условиями.  Каждое,  даже незначительное ДТП усугубляет ситуацию, приводит к возникновению заторов и пробок, приводит к сбоям в графике движения маршрутных транспортных средств. Поэтому сбор, формализации и статистический анализ причин ДТП является одним из направлений совершенствования организации дорожного движения и повышения его безопасности.

Для  выявления  закономерностей  возникновения  аварийных  ситуаций  и  факторов, обусловливающих эти закономерности, необходимо иметь количество информации, достаточное для того, чтобы  установить  зависимости  между  факторами.  Причем  информация  должна  быть  хорошо структурирована и формализована, то есть пригодна для обработки, а также достоверна, поскольку качество транспортного процесса напрямую зависит от выяснения причин и характера ДТП и, по возможности, их устранения.

 Существующие  на  настоящее  время  методы  анализа  и  обработки  статистической  информации позволяют выявлять закономерности и анализировать процессы в сложных организационно-технических системах,  к  которым  можно  отнести  и  транспортно-дорожный  комплекс.  Для  этих  целей  создаются информационные  системы,  имитационные  модели,  используются  методы  статистического  анализа  и прогнозирования.

На  сегодняшний  день  исходная  информация  о  ДТП  фиксируется  в  базах  данных,  которые разработаны  для  статистического  учета  и  используются  органами  ГИБДД.  Реализована  возможность внесения в базу данных общих сведений о случившемся ДТП, таких как:

-  место и время происшествия(район, название и тип улицы, привязка места к местности, дата,

время);

-  характеристика(вид ДТП, участники, характеристика транспортных средств),

-  дорожные условия(план и профиль дороги, вид покрытия, освещение и т.д.)

и другие.

Однако,  несмотря  на  значительное  количество  информационных  полей,  предусмотренных  для заполнения в имеющейся базе данных, значительная часть из них остается незаполненной. Это объясняется тем, что бумажная форма«Справки о дорожно-транспортном происшествии», утвержденная приказом МВД РФ от 25.09.2006 года №748 в целях реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 2006 г.  №525 «О  внесении  изменений  в  правила  обязательного  страхования  гражданской  ответственности владельцев транспортных средств» [4], имеет ограниченное число полей. Эти поля ни по содержанию, ни по количеству, ни по форме не совпадают с полями базы данных. Поэтому, для обеспечения возможности использования  средств, предоставляемых  информационной  системой,  необходимо,  в  первую  очередь, привести в соответствие содержания бумажной формы базе данных.

Кроме того, для удобства заполнения«Справки…» есть необходимость составить ее таким образом, чтобы работнику ГИБДД, заполняющему ее, требовалось не самому вписывать условия ДТП, его причины и т.д.,  а  выбрать  из  предложенных  вариантов  нужный  и  отметить  его.  Это  позволит  формализовать поступающую информацию, автоматизировать ее ввод в базу данных(путем сканирования) и исключить возможность возникновения случайных ошибок. Для разработки  предлагаемой формы«Справки…» нужно предварительно классифицировать основные причины возникновения ДТП, условия, категории водителей, по вине которых они чаще всего случаются, последствия и т.д., то есть формализовать информацию.

Для разработки форм сбора информации были выделены группы факторов, оказывающих влияние на дорожную ситуацию. К числу таких факторов относятся:

-  состояние водителя(в т.ч. возраст, стаж, категория);

-  погодные условия;

-  состояние дорожного полотна;

-  состояние ТС(срок службы, неисправности, пробег);

-  наличие путевых сооружений;

-  случайные факторы.

Поскольку  группировка  факторов,  оказывающих  влияние  на  ДТП,  должна  осуществляться  на начальном этапе проектирования системы при разработке вида формы учета БДД, то для каждой группы указываются  возможные  способы  снижения  негативного  влияния  каждого  из  факторов,  следовательно,  процесс  выработки  рекомендаций  также  в  некоторой  степени  будет  формализован,  что  способствует оперативному принятию оптимальных решений.

Затем была разработана информационно-логическая модель базы данных. Информация содержится в таких таблицах, как ДТП (с ключевым полем КодДТП), Место происшествия (с ключевым полем Код), Последствия (с ключевым полем Код последствия), Водитель (с ключевым полем НомерВодитУдост),  Причины  ДТП  (с  ключевым  полем  КодПричины),  Группы  причин  ДТП  (с  ключевым  полем КодГруппыПричин), Автомобиль ДТП (с ключевым полем ГосНомер), Физическое лицо ДТП (с ключевым полем ИНН), Юридическое лицо(с ключевым полем ИНН), Модель (с ключевым полем Код модели), Марка (с ключевым полем КодМарки).

Таблица ДТП(1) связана с таблицами Причины ДТП и  Последствия через поле КодДТП (тип отношения«один-ко-многим»), а также с таблицами Место происшествия, Водитель, и Автомобиль через поля КодМестаПроисшествия, НомерВодитУдост и ГосНомер соответственно. 


Таблица  Причины  ДТП  создана  для  связи  таблицы  ДТП  с  таблицей  Группы  Причин,  как  это представлено на рис. 2. Все возможные причины ДТП формируются в группы, а для каждой конкретной группы факторов указываются возможные способы снижения негативного влияния данного фактора, чтобы в некоторой степени формализовать процесс выработки рекомендаций по повышению БДД. 

 

Таблица  Автомобиль,  как  это  показано  на  рис. 3.,  связана  с  таблицами  Физическое  лицо  и Юридическое лицо через поле ИНН, а также с таблицей Марка через таблицу Модель через поля КодМодели и КодМарки соответственно.

Выяснение  основных  причин  возникновения,  условий  и  последствий  ДТП  позволит  не  только формализовать процесс сбора и учета данных, но и создать имитационную модель транспортного процесса города с указанием мест наибольшей концентрации ДТП. Эта модель позволит предсказывать и таким образом предотвращать негативные последствия дорожно-транспортных происшествий.

База данных по ДТП будет связана с имитационной моделью таким образом, чтобы результаты анализа  данных,  содержащихся  в  базе  на  определенный  период,  служили  исходной  информацией  для определения параметров модели.

Для смены анимации заявки(транспортное средство) в модели из справочника автомобиля будет передаваться  параметр  ТипТС,  то  есть  модель  будет  генерировать  заявку  в  зависимости  от  типа транспортного средства(легковой, грузовой или автомобиль общественного пользования и др.), указанного в базе.

Дата и время, регистрируемые в модели, соответственно, указывают на точные время и дату ДТП. В модели эти параметры задаются определенным периодом, который в дальнейшем можно будет менять.

Параметр  Вид  ДТП  и  Причина  ДТП  играют  немаловажную  роль  в  процессе  компьютерного эксперимента  на  модели.  Такие  параметры,  как:  Состояние  дорожного  полотна,  Профиль  дороги,  Освещение дороги, Категория дороги— на модели будут заданы заранее для каждого участка транспортной сети, а параметр Погодные условия может быть либо изначально заданным, либо меняться при интеграции данных из базы.

Применение  имитационной  модели  с  изменяющимися  параметрами,  получаемыми  в  результате анализа условий и причин возникновения ДТП, для выработки рекомендаций по снижению количества ДТП на основании результатов оптимизационного компьютерного эксперимента, позволит повысить качество транспортного обслуживания населения, будет способствовать снижению числа ДТП и, вследствие этого,  снижению  напряженности  на  дорогах  города,  а  также  повлечет  за  собой  улучшение  экологической обстановки в некоторых его районах.

Литература

1. Кондратьев, В. Анализ аварийности на дорогах России и за рубежом// Автомобильный транспорт. – 2004.

– №6. – с. 6-8.

2. Пресс-конференция  Главного  государственного  инспектора  безопасности  дорожного  движения  г.

Набережные Челны полковника милиции Р. Кадикова.

3. Зеленцов,  М.В.  Повышение  уровня  безопасности  движения  в  городах  на  основе  нейросетевых  и

дискриминантного методов анализа ДТП: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.22.10 : защищена 22.05.2010

/ Зеленцов Михаил Владимирович. Орел: ОрелГТУ, 2010. – 19 с.

4. Приказ МВД РФ от 25.09.2006 года №748 «О форме справки о дорожно-транспортном происшествии».

/Москва, 25.09.2006. Зарегистрировано в Минюсте РФ.  Регистрационный №8323 от 27.09.2006.

 

Поиск на сайте

О кафедре

Как лучше сдавать экзамен?
 
Погода в Барнауле

Сейчас на сайте